Образование Древнерусского государства
Первый город: Новгород, по теории был приглашён Рюрик на правление (862 г.)
Предпосылки образования: социально-экономические (развитие земледелия, особенно пашенногов степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного)), политические (Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.), внешнеполитические (К внешним предпосылкам следует отнести то давление, которое оказывали на славянский мир его соседи хазары и норманны). 879 — После смерти Рюрика власть перешла к варяжскому князю Олегу. В 882 г. - закрепился в Киеве. Два самых крупных восточнославянских города были объединены под властью одного князя. Далее Олег установил границы своих владений, обложил всё население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих территорий от вражеских нападений.
Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Они часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI-VII вв. существовала, согласно византийским и арабским источникам, "Держава волынян", являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява) по всей видимости располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов).
Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины - свидетельства формирующейся государственности.
Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность.
Норманская теория. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву византийскому императору. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.
По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы "изгнавши варягов за море", что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. - Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами". Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).
Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов.
Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских
сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья.
В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. "Норманисты" исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству.
Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.
Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название "Русь" ("русскими" финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин "Русь" неоднократно встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточнославянского мира.
Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути "из варяг в греки". Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.
Возникновение государства у восточных славян проходило при весьма сложных внутри- и внешнеполитиче¬ских условиях. Сформировавшееся в 9 – 10 веках, оно получило название РУСЬ (1.Русью называли варягов. 2.Русь происходит от названия реки Рось. 3. Русь (иран.) – русый, светловолосый.). Около середины 9 века сформировалось образование на основе союза племен славян, части кривичей и этносов. Эта федерация племен платила дань сканди¬навам – варягам. Согластно летописи, в 862 году члены северной федерации изгнали варягов и отказалися платить им дань. Однако затем внутри союза возникла острая борьба за власть, поэтому к варягам было отправлено посольство с целью пригласить одного из тамошних правителей в качестве князя для того, что бы разрешить конфликтную ситуа¬цию и оградить себя от набегов хазар. Прийти на княжество согласились три брата: Рюрик – в Новго¬роде, Синеус – в Белоозерске, Трувор – в Изборске. Преемник Рюрика Олег объединил затем земли под своей вла¬стью, и 882 год принято считать годом образования древнерусского государства.
Летопись послужила основой так называемой норманской теорией. Её основоположниками стали немецкие уче¬ные Байер, Миллер, Шлёцер. Они утверждали, что славяне оказались не способны к самостоятельному созданию государства. Противником данной теории стал Ломоносов, отстаивающий южные истоки русского государства. Полемика продолжается уже десятилетиями, при этом многие антинорманисты признают, что государство было создано иноземными князьями, но не скандинавского происхождения.
Возникновение государства у восточных славян проходило при весьма сложных внутри- и внешнеполитиче¬ских условиях. Сформировавшееся в 9 – 10 веках, оно получило название РУСЬ (1.Русью называли варягов. 2.Русь происходит от названия реки Рось. 3. Русь (иран.) – русый, светловолосый.). Около середины 9 века сформировалось образование на основе союза племен славян, части кривичей и этносов. Эта федерация племен платила дань сканди¬навам – варягам. Согластно летописи, в 862 году члены северной федерации изгнали варягов и отказалися платить им дань. Однако затем внутри союза возникла острая борьба за власть, поэтому к варягам было отправлено посольство с целью пригласить одного из тамошних правителей в качестве князя для того, что бы разрешить конфликтную ситуа¬цию и оградить себя от набегов хазар. Прийти на княжество согласились три брата: Рюрик – в Новго¬роде, Синеус – в Белоозерске, Трувор – в Изборске. Преемник Рюрика Олег объединил затем земли под своей вла¬стью, и 882 год принято считать годом образования древнерусского государства.
Летопись послужила основой так называемой норманской теорией. Её основоположниками стали немецкие уче¬ные Байер, Миллер, Шлёцер. Они утверждали, что славяне оказались не способны к самостоятельному созданию государства. Противником данной теории стал Ломоносов, отстаивающий южные истоки русского государства. Полемика продолжается уже десятилетиями, при этом многие антинорманисты признают, что государство было создано иноземными князьями, но не скандинавского происхождения.